МЕНЮ САЙТА
СЧЕТЧИКИ

Яндекс.Метрика

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ И СОБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ, ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы и имеющие антикоррупционную направленность, установлены федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по должности государственной службы.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ определяет установление единой системы запретов, ограничений и дозволений на государственной службе как одно из основных направлений деятельности государственных органов по профилактике коррупции. Этот Федеральный закон предусматривает:

обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8);

обязанность предоставления сведений о расходах (ст.8.1);

обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9);

обязанность принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов, в том числе обязанность передать ценные бумаги, акции (доли участия, паи) в доверительное управление (ст. 11);

ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора в течение двух лет после увольнения с государственной службы (ст. 12).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Порядок дачи согласия установлен Указом от 01.07.2010 № 821. Соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 64 ТК РФ) и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.29 КоАП).

Для обеспечения реализации данного ограничения в государственных и муниципальных органах необходимо утверждение актом федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным актом, разработка которого должна быть осуществлена кадровым подразделением, перечня соответствующих должностей на основе соответственно Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ устанавливает запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы. В их числе запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; на осуществление предпринимательской деятельности; на приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц и др.

Часть 4 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ закрепляет норму, согласно которой ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных данной статьей, устанавливается обозначенным Федеральным законом (дисциплинарная ответственность) и другими федеральными законами (административная, уголовная ответственность).

Запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, установлены ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ и носят практически аналогичный по отношению к запретам на государственной гражданской службе характер, однако с учетом муниципальной специфики (например, запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а не в государственном органе как это предусмотрено в случае государственной гражданской службы) и за некоторыми исключениями (например, муниципальным служащим запрещается участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией не только на платной основе, как это определено для государственных гражданских служащих, а в целом).

Общие требования к служебному поведению государственных служащих закреплены ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В указанных нормативных правовых актах содержатся требования исполнения должностных обязанностей добросовестно, на высоком профессиональном уровне; необходимости исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание профессиональной служебной деятельности государственного служащего; осуществления профессиональной служебной деятельности в рамках установленной законом компетенции государственного органа; несовершения действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; несовершения поступков, порочащих честь и достоинство государственного служащего;  проявления корректности в обращении с гражданами, уважения к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации и др.

Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, помимо перечисленного, также призваны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, по предупреждению коррупции; не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Несоблюдение требований к служебному поведению является основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной и иным видам ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния (проступок, административное правонарушение, преступление, гражданско-правовой деликт).

В отношении муниципальных служащих согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, о котором может идти речь в случае нарушения запретов или ограничений, неисполнения обязанностей, определяется трудовым законодательством, в частности ст. 193 Трудового кодекса РФ.