ПАМЯТИ КЕЖЕНОВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
23 мая 2015 года ушёл из жизни Почётный гражданин города Гагарин, участник Великой Отечественной войны, ветеран труда Николай Васильевич Кеженов.
Н.В. Кеженов возглавлял Гагаринский молочно-консервный комбинат, стоял у истоков его создания, с коллективом этого предприятия поддерживал связь долгое время. Знают его и как человека доброй, отзывчивой души, скромного в быту и активного в общественной жизни города.
Судьба Николая Васильевича похожа на тысячи других судеб мальчишек и девчонок той поры – «подранков войны». В них, словно в капельке воды, сфокусировалась история нашего государства, трагические дни суровых испытаний.
Родился Н.В. Кеженов на Смоленщине 16 мая 1926 года.
В 1940 году Николай Васильевич поступил на учебу в ремесленное училище №29 города Ленинграда, получил квалификацию «токарь по металлу 4-го разряда». 22 июня 1941 года он с другими ребятами сдавал последний экзамен по противоздушной химической обороне.
Сдали экзамен, а когда пришли в общежитие, кто-то включил радио – передавали правительственное сообщение, с которым выступил В.М. Молотов. Председатель СНК СССР объявил, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Так в жизнь юноши ворвалась война.
А потом в его судьбе был блокадный Ленинград – это время невозможно стереть из памяти, оно в ней навечно, как никогда не забудется тот запах блокадного хлеба…
2,5 года, 900 дней и ночей, продолжалась героическая оборона Ленинграда. Город был окружен и блокирован, но фашистам не удалось сломить стойкость его жителей. Вместе с другими ленинградцами юноша испытал все ужасы блокадной жизни – методично велся обстрел города, за период блокады артиллерийским обстрелам город подвергался 617 дней.
К 7 ноября 1941 года в Ленинграде осталось муки на 8 дней, крупы на 9 дней. Чтобы хоть как-то пополнить запасы продовольствия, собирали солод под полами пивоваренных заводов, мучную пыль, вытряхивая ее из мешков и соскребая со стен мельниц, изготавливали всевозможные суррогаты, например, дрожжи и дрожжевое молоко из целлюлозы, добавляли пищевую целлюлозу в хлеб. В ход шло все: столярный клей, олифа. В ноябре же произошло пятое снижение норм выдачи хлеба: 250 грамм по рабочей карточке и 125 грамм – всем остальным. Многое пришлось пережить и увидеть в то страшное время – целые штабеля мертвых в моргах, трупы на улицах, голодная смерть сверстников.
Но город жил под непрерывными бомбежками, в холоде и голоде, при недостатке питьевой воды, электроэнергии. Обессиленные, усталые, изможденные люди стояли у станков, падали в голодные обмороки и снова вставали к станку. Фронт требовал оружия, боеприпасов, военной техники. С первых дней войны Николай Васильевич строил оборонительные рубежи и сооружения на подступах к Ленинграду в прифронтовых и фронтовых условиях.
В дни блокады трудился на заводе «Металлист», точил снаряды для артиллерии, запасные части и детали к танкам, самолетам и другой технике. В марте 1942 года Николая Васильевича вместе с другими ребятами стали готовить к эвакуации. Когда их вымыли в передвижных душевых установках, они ужаснулись, увидев свои тела – тела дистрофиков. Николай Васильевич вспоминал, что они уже не могли делать резких движений, осторожно открывали рты для приема пищи, иначе кожа трескалась, и раны не заживали очень долго. По Дороге жизни их вывезли в автобусах до станции Кобоны и далее в товарных вагонах доставили к месту назначения в город Тбилиси. Путь этот занял почти месяц, не все его перенесли, многие умирали, и на больших железнодорожных станциях трупы умерших выгружали и складывали на платформах в штабеля.
Николаю Васильевичу повезло, он выжил. Два месяца лечился в госпитале, потом был направлен в город Куйбышев на авиационный завод, где работал токарем.
Но блокадные дни дали о себе знать – из-за перенесенных болезней он был признан инвалидом и вернулся к родителям в г. Рудня Смоленской области.
В декабре 1947 года Н.В. Кеженов поступил работать на Руднянский завод "Консервмолоко". С этого времени связал свою судьбу с молочно-консервной промышленностью, в которой отработал в общей сложности 43 года. В 1967 году его назначили директором строящегося Гжатского завода сухого быстрорастворимого молока (позднее «Гагаринконсервмолоко»,«Гагаринский молочноконсервный комбинат»).
В сентябре 1970 года предприятие было принято в эксплуатацию, а с января 1971 года стало давать первую продукцию. Николай Васильевич отдал заводу долгие годы жизни, силы, здоровье, вложил в него душу и сердце. Предприятие всегда считалось определенным образцом среди таких же комбинатов, было лидером областной, районной промышленности.
За заслуги перед Родиной ветеран награжден орденами: Трудового Красного Знамени и Знаком Почета, восемнадцатью военными и трудовыми медалями.
У Николая Васильевича крепкая хорошая семья – дети, внуки.
21 сентября 2001 года Решением Гагаринской районной Думы Кеженову Николаю Васильевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Гагарин» за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Гагаринского района.
Администрация и Совет депутатов города Гагарин выражают соболезнования родным и близким Кеженова Н.В. и уверены, что дела его во благо города останутся в памяти горожан навсегда.
По материалам книги «Город Гагарин Смоленской области. Почетные граждане»