О ПРАВАХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким детям также предоставляется доступ к инклюзивному образованию - совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.
Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также оказание им при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Педагогические работники должны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
К детям данной категории (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В штатное расписание организаций, в которых обучаются такие несовершеннолетние, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед).
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При получении образования предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а также при необходимости услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, психолога, дефектолога.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных организациях (школах), в период обучения обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, при получении образования на дому такое питание может быть заменено на денежную компенсацию.
В частности, разъясняется следующее.
Обеспечительные меры могут быть приняты судом по требованиям как имущественного, так и неимущественного характера, в том числе требованиям о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения.
Такие меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, поэтому для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений по существу спора. Заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления негативных последствий, для предотвращения которых предназначены обеспечительные меры.
Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи соответствующей меры с предметом заявленного требования (например, применительно к требованию о сносе самовольной постройки может быть наложен запрет на производство строительных работ, но не арест денежных средств на счете).
Мера в виде запрета совершать определенные действия должна иметь своей целью защиту интересов заявителя или иных лиц, а не создание ответчику необоснованных препятствий для осуществления законной деятельности.
В гражданском и арбитражном процессе суд не вправе принять иную обеспечительную меру, нежели указана в заявлении заинтересованного лица, однако может удовлетворить заявление в части. В административном судопроизводстве суд не связан указанным заявителем видом меры предварительной защиты и при наличии предусмотренных законом оснований вправе принять другую меру, которая, по мнению суда, является более эффективной с учетом обстоятельств дела.
Содержащееся в процессуальных кодексах указание на то, что обеспечительные меры действуют до фактического исполнения судебного акта, не препятствует их отмене, если суд, в том числе по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица, придет к выводу об отсутствии оснований для их дальнейшего применения.
В постановлении рассмотрен также широкий круг других вопросов, касающихся оснований и порядка принятия и отмены судами обеспечительных мер.